Итоги деятельности Госжилинспекции за 1 полугодие 2018 года

  Анализ работы Инспекции показывает, что, несмотря на профилактические мероприятия по пресечению и устранению выявленных нарушений, в течение последних лет отмечается значительный рост поступающих обращений граждан в Инспекцию с жалобами на неудовлетворительное оказание управляющими и ресурсоснабжающими организациями своих услуг.

  Основными причинами роста количества обращений являются слабая работа с населением управляющих компаний (ТСЖ, жилищных кооперативов), а зачастую и просто игнорирование их жалоб вообще. Таким образом гражданам приходится обращаться в контрольно-надзорный орган Сахалинской области за защитой своих нарушенных прав и свобод граждан, связанной с неудовлетворительной работой управляющих организаций. Обращение в жилищную Инспекцию позволяет сдвинуть дело с мертвой точки и решить вопросы, которые не решались своевременно управляющими организациями.

  Всего за 1 полугодие 2018 года в государственную жилищную инспекцию Сахалинской области поступило от юридических лиц и граждан 3 032 обращения. Что на 456 обращений больше чем за аналогичный период в 2017 году (2 576).  

  Анализ тематики обращений показывает, что преобладающее количество обращений затрагивает вопросы содержания и эксплуатации жилищного фонда. Кроме этого, можно выделить жалобы граждан на неудовлетворительную работу управляющих организаций в части содержания многоквартирных домов (протечки кровли, необходимость проведения работ по ремонту инженерных коммуникаций, систем отопления, водоснабжения, водоотведения, ремонт в подъездах, некачественная уборка в подъездах и т.д.), на не предоставление, (некачественное) предоставление коммунальных услуг населению.

  Еще одна многочисленная группа вопросов касается споров непосредственно между собственниками помещений в многоквартирных домах (перепланировка, захват мест общего пользования, затопление, работа мусоропровода).

  Также в адрес Инспекции поступило 224 жалобы, в которых содержались вопросы обоснованности порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, соблюдения договоров управления многоквартирными домами. Указанные жалобы поступали в Инспекцию, как напрямую, путем направления соответствующего обращения в орган жилищного надзора (контроля) так и посредством перенаправления из Прокуратуры Сахалинской области, куда граждане, также обращались с соответствующими заявлениями.

  На основании поступивших обращений при наличии оснований Инспекцией проводятся проверки. В ходе проведения мероприятий по осуществлению лицензионного контроля за 1-ое полугодие 2018 г. по вопросу обоснованности порядка расчета платы за ЖКУ Инспекцией проведено 44 проверки. В ходе проверок выявлено 24 нарушения порядка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги, нарушений условий договоров управления МКД, выданы предписания на устранение выявленных нарушений.

  56% обращений касаются вопросов, требующих организации и проведения контрольных мероприятий в части проверки легитимности тех или иных действий организаций и граждан, а также разъяснений правового характера (легитимность общих собраний собственников по выбору или смене управляющей организации, заключение договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление МКД, правомерность создания и хозяйственная деятельность ТСЖ).

  Наибольшее количество обращений за 1-ое полугодие 2018 г. поступило из областного центра города Южно-Сахалинск, далее идет Холмск, затем Корсаков. В целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах управляющим организациям необходимо своевременно выполнять поступившие заявки от населения, провести регулярные осмотры домов, при выявлении неисправностей немедленно принять меры по устранению, заключать договора со специализированными организациями, соблюдать правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

  В связи с вступившими в силу изменениями в Жилищный кодекс Российской Федерации, а именно отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее (т.е. лицензиаты обязаны внести изменения в свои учредительные документы), в адрес Инспекции в 1-ом полугодии 2018 года стали поступать обращения с просьбой разъяснить представителям управляющих компаний и ответить на вопросы, связанные с определением тождественности либо схожести до смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее.

  В государственную жилищную инспекцию Сахалинской области поступает большой объем жалоб от жителей многоквартирных домов, по вопросам, связанных с неудовлетворительным техническим состоянием домов, в связи с чем, специалистами Инспекции с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) проводятся выездные внеплановые проверки в отношении управляющих организаций.

  Кроме этого, Инспекция осуществляет мониторинг технического  состояния многоквартирных домов; осуществляет подготовку отчетов, справок по результатам проверок; подготовку информации о состоянии жилищного фонда и его подготовки к эксплуатации в осенне-зимний период, осуществляет подготовку проектов ответов на запросы государственных органов Российской Федерации и Сахалинской области, муниципальных образований, а также учреждений, организаций и граждан; осуществляет проведение консультаций граждан по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции; принимает меры по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

  Инспекцией в 1-ом полугодии 2018 года проведено 1063 мероприятия по контролю. В том числе: 143 мероприятий по жилищному надзору, 920 мероприятий по лицензионному контролю. Проведено 1 плановая проверка по жилищному надзору и 4 плановые проверки по лицензионному контролю. В отношении физических лиц проведено 8 проверок. Проведена проверка исполнения ранее выданных 38 предписаний по жилищному надзору, 395 по лицензионному контролю.

  За данный период обследовано 2096 многоквартирных домов, общей площадью 5075,5 тыс. кв.м. Аналогичный период 2017 года – 1580 МКД (3481,5 тыс.кв.м.).

  По результатам проведенных мероприятий выдано 421 предписаний на устранение выявленных нарушений, в том числе: 38 предписание по жилищному надзору, 383 предписаний по лицензионному контролю. По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий возбуждено 194 административных дел. В том числе 8 административных дел в отношении физических лиц по ст. 7.21 КоАП РФ, 38 административных дел в отношении должностных лиц, 118 административных дел в отношении юридических лиц по ст. 7.22, 7.23, ч.2 ст.14.1.3, ч.2 ст. 19.4.1, ч.1 ст.19.5, ч.24 ст.19.5, ч.24.1 ст.19.5, 19.7, ч.4, ч5, ч. 12 ст. 9.16, ч.1 ст. 20.25, ч.2 ст.13.19.2 КоАП РФ.

 В соответствии со ст. 23.55. КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьей 9.5.1, частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) настоящего Кодекса.

 Так за 1 полугодие 2018 года Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области рассмотрено 85 дел об административных правонарушениях, по которым предъявлено Инспекцией административных штрафов в размере 293500 рублей.

 Кроме этого должностными лицами Инспекции было принято участие в судебном заседании по административному исковому заявлению заместителя прокурора Сахалинской области о признании не соответствующим требованиям федерального законодательства и недействующим в части Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного контроля, утвержденного приказом Инспекции от 07.07.2014 № 4-п. По итогам рассмотрения судьей Сахалинского областного суда принят отказ заместителя прокурора Сахалинской области от административного иска.

 В связи с чем, производство по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Сахалинской области было прекращено.

 В рамках предоставления услуги в адрес Инспекции за 1-ое полугодие 2018 года поступило 6 заявлений о предоставлении лицензии от вновь созданных управляющих организаций, лицензионной комиссией Сахалинской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведено 5 заседаний.

 Сведения о выданных лицензиях включаются Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Сахалинской области, а также размещаются в Государственной информационной системе ЖКХ.

 Инспекцией организовано проведение прямых линий на тему: «Договорные отношения при выборе управляющей компании, вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг». В течение 1 полугодия 2018 года проведено 22 прямых линий, в ходе которых 767 собственника МКД получили консультации и разъяснения по жилищно-коммунальным вопросам, по организации и проведению общих собраний собственников, в том числе по выбору способов управления МКД. За отчетный период руководителем проведено 10 выездных приемов граждан по личным вопросам, проживающих на территории Сахалинской области и в МО ГО «Город Южно-Сахалинск» проведен 2 прием граждан по личным вопросам. На личных приемах граждан руководителями принято 121 человека. Состоялись 7 выездных рабочих поездок, в ходе которых были проведены массовые встречи с населением.