Итоги деятельности Госжилинспекции за 2018 год

  Анализ работы Инспекции показывает, что, несмотря на профилактические мероприятия по пресечению и устранению выявленных нарушений, в течение последних лет отмечается значительный рост поступающих обращений граждан в Инспекцию с жалобами на неудовлетворительное оказание управляющими и ресурсоснабжающими организациями своих услуг.

  Основными причинами роста количества обращений являются слабая работа с населением управляющих компаний (ТСЖ, жилищных кооперативов), а зачастую и просто игнорирование их жалоб вообще. Таким образом, гражданам приходится обращаться в контрольно-надзорный орган Сахалинской области за защитой своих нарушенных прав и свобод граждан, связанной с неудовлетворительной работой управляющих организаций. Обращение в жилищную Инспекцию позволяет сдвинуть дело с мертвой точки и решить вопросы, которые не решались своевременно управляющими организациями.

   С начала года в адрес Инспекции поступило 6 476 обращений от юридических лиц и граждан. Что на 614 обращения больше, чем за аналогичный период в 2017 году (5 912). 

   Анализ тематики обращений показывает, что преобладающее количество обращений затрагивает вопросы содержания и эксплуатации жилищного фонда. Кроме этого, можно выделить жалобы граждан на неудовлетворительную работу управляющих организаций в части содержания многоквартирных домов (протечки кровли, необходимость проведения работ по ремонту инженерных коммуникаций, систем отопления, водоснабжения, водоотведения, ремонт в подъездах, некачественная уборка в подъездах и т.д.), на некачественное предоставление коммунальных услуг населению.

  Еще одна многочисленная группа обращений касались вопросов обоснованности порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, соблюдения договоров управления многоквартирными домами. Указанные жалобы поступали в Инспекцию в количестве 489 заявлений, как напрямую, путем направления соответствующего обращения в орган жилищного надзора (контроля) так и посредством перенаправления из Прокуратуры Сахалинской области, куда граждане, также обращались с соответствующими заявлениями. На основании поступивших обращений, при наличии оснований, Инспекцией проводятся проверки. В ходе проведения мероприятий по осуществлению лицензионного контроля за 2018 по вопросу обоснованности порядка расчета платы за ЖКУ Инспекцией проведено 76 проверок. В ходе проверок выявлено 55 нарушения порядка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги, нарушений условий договоров управления МКД, выданы предписания на устранение выявленных нарушений.

  Наибольшее количество обращений за 2018 г. поступило из областного центра города Южно-Сахалинск, далее идет Холмск, затем Корсаков. В целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах управляющим организациям необходимо своевременно выполнять поступившие заявки от населения, провести регулярные осмотры домов, при выявлении неисправностей немедленно принять меры по устранению, заключать договора со специализированными организациями, соблюдать правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

     Инспекцией на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа среди населения. В течение 12 месяцев 2018 г. проведены прямые линии в количестве 43, в ходе которых 1297 собственника МКД получили консультации и разъяснения по жилищно-коммунальным вопросам, по организации и проведению общих собраний собственников, в том числе по выбору способов управления МКД. В Инспекции на постоянной основе работает горячая линия по подготовке и прохождению отопительного периода.

      Также руководящим составом Инспекции в 2018 году проведены 19 выездных встреч, связанных с обсуждением вопросов жилищного законодательства, проблем в жилищно-коммунальном комплексе, включая вопросы о переходе на новую систему по обращению с твердыми коммунальными отходами.             В муниципальном образовании «Город Южно-Сахалинск» проведено 5 приемов граждан по личным вопросам. Организованы выездные рабочие совещания с представителями администраций региона в количестве 11 мероприятий, «круглые столы» с представителями управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и советов многоквартирных домов в количестве 11 совещаний.

      Кроме этого, было принято участие в 8 рабочих поездках с представителями Правительства Сахалинской области, в ходе которых были проведены встречи с населением.

      За отчетный период Инспекцией были обеспечены выступления на радио- и телеэфире, в которых обсуждались вопросы, связанные с соблюдением основных прав и обязанностей граждан - собственники жилых помещений (7 выступлений).

    Большинство обращений (63%), поступивших в Инспекцию, касаются вопросов, требующих организации и проведения контрольных мероприятий в части неудовлетворительного технического состояния домов и легитимности тех или иных действий организаций и граждан, а также разъяснений правового характера (законность проведения общих собраний собственников по выбору или смене управляющей организации, заключение договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление МКД, правомерность создания и хозяйственная деятельность ТСЖ). В связи с чем, специалистами Инспекции с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проводятся внеплановые проверки в отношении управляющих организаций.

   Кроме этого, Инспекция осуществляет мониторинг технического  состояния многоквартирных домов; осуществляет подготовку документации по результатам проверок; подготовку информации о состоянии жилищного фонда и его подготовки к эксплуатации в осенне-зимний период, осуществляет подготовку проектов ответов на запросы государственных органов Российской Федерации и Сахалинской области, муниципальных образований, а также учреждений, организаций и граждан; осуществляет проведение консультаций граждан по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции; принимает меры по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

    Так Инспекцией за 2018 год проведено 1968 мероприятия по контролю. В том числе: 279 мероприятий по жилищному надзору, 1689 мероприятий по лицензионному контролю. Проведено 2 плановые проверки по жилищному надзору и 7 плановых проверок по лицензионному контролю. В отношении физических лиц проведено 19 проверок. Проведены проверки исполнения ранее выданных 84 предписаний по жилищному надзору, 842 по лицензионному контролю.

   За отчетный период обследовано 3 265 многоквартирных домов (8 162,5 тыс. кв.м.), что составляет 71% жилого фонда Сахалинской области.

    По результатам проведенных мероприятий выдано 782 предписания на устранение выявленных нарушений, в том числе: 70 предписаний по жилищному надзору, 712 предписаний по лицензионному контролю.

     В соответствии со ст. 23.55. КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьей 9.5.1, частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных    домов) настоящего Кодекса.

   Инспекцией направлено в суд 305 материалов. Наложено штрафов по решениям судов на общую сумму 16 665 300рублей. Взыскано -  10 536 262,87  рублей. Данные цифры является одними из основных показателей деятельности Инспекции, в работе по выявлению и пресечению административных правонарушений в рамках своей деятельности по осуществлению лицензионного контроля на территории Сахалинской области.

    В рамках предоставления услуги в адрес Инспекции за 2018 год поступило 9 заявлений о предоставлении лицензии от вновь созданных управляющих организаций, лицензионной комиссией Сахалинской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведено 9 заседаний.

    Согласно п. 8 ст. 5 Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицензиаты, не соответствующие лицензионному требованию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в течение шести месяцев со дня его вступления в силу обязаны внести изменения в свои учредительные документы, а именно в случае наличия тождественности изменить свое наименование и внести такие изменения в лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.

    В связи с этим в адрес Инспекции стали поступать заявления о переоформлении лицензии, всего за отчетный период Инспекцией было переоформлено 15 лицензий.

    Кроме этого Инспекцией ведется ежедневная работа по поддержанию реестра лицензий Сахалинской области в актуальном состоянии.

    Лицензиаты на постоянной основе направляют в адрес Инспекции заявления о внесении изменений в реестр лицензий о включении или об исключении сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий, которые Инспекция проверяет на достоверность представленных сведений.

       Всего за отчетный период в адрес Инспекции поступило 262 заявления о внесении изменений в реестр лицензий. По 75 заявлениям Инспекцией было принято решение об отказе.

       На конец декабря 2018 года управление жилищным фондом области осуществляют 131 управляющая компания, в том числе МУП, 183 управляющих компании имеют лицензии на право управления МКД.

        Напоминаем, что вся необходимая информация для граждан размещена на официальном сайте Инспекции, там же размещена нормативно-правовая база, сведения по жилищному законодательству, контакты уполномоченных специалистов, порядок получения консультаций, график личного приема граждан, контактные данные горячих линий и отчетные сведения о проведенных плановых и внеплановых проверках.

         Результаты проведенных плановых и внеплановых проверок размещаются в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).